[НОВОСТИ][ФОТО][ТВОРЧЕСТВО][ССЫЛКИ][ФСБ][ФОРУМ]

Интервью


«Сергей Безруков в Нижнем Новгороде: «Еще немного – и задохнулся бы на сцене» .

Наш знаменитый земляк Сергей Безруков совсем недавно завершил работу над необычным спектаклем "Сон разума", выступив в двух ипостасях - режиссера и исполнителя главной роли. В минувший понедельник он встретился с нижегородскими журналистами и рассказал об этой работе. Впрочем, в связи с тем, что "Сон" сделан ни много ни мало по "Запискам сумасшедшего", в беседе нашлось место и Гоголю, и Есенину, и психоанализу.

Предметы говорят, люди летают…

- Принято считать, что записки сумасшедшего - это моноспектакль. Ан нет! На сцене задействовано, помимо меня, еще девять актеров и танцоров плюс огромное количество служб, помрежей и ассистентов, - рассказывает Безруков. - До сих пор не понимаю, как удалось за месяц все это поставить, а потом войти в спектакль с трех репетиций, с прогонов буквально сыграть главную роль. И играть, и ставить одновременно невозможно. Месяц я работал над спектаклем как режиссер, а вместо меня по сцене ходил дублер. Впрочем, "ходил" - не то слово: он должен был стремительно передвигаться, бегать, лазить по огромному железному мосту, символизирующему Петербург. Все артисты с моими фантазиями хлебнули по полной: это было физически очень сложно - с утра до вечера исполнять мою волю… Но потом я вышел на одну сцену с ними и точно так же работал. Когда я сам вошел в спектакль, то понял: еще немного - и задохнусь, помру прямо на сцене.
А вообще поиграть Гоголя для актера - большая удача. Да и для режиссерской фантазии "Записки сумасшедшего" - безусловный подарок. Это ведь не классический спектакль, где имеются определенные рамки, все зависит только от твоей фантазии - ведь это сон. А во сне может происходить все что угодно: предметы могут начать разговаривать, люди - летать. Поэтому я отпускал себя абсолютно и делал все, куда меня заносило, благо технические возможности позволяли.

…А кукла выедает мозг

- В итоге спектакль получился очень сложным в смысле механики сцены, - продолжает Сергей Безруков. - Мы ставим декорации в течение суток! В них работают люди, спешить нельзя. Все должно быть выверено, безопасно, надежно. Я не случайно сравниваю происходящее на сцене с цирком "Дю Солей": спектакль представляет собой огромный аттракцион, в нем есть некоторые фокусы… Их же тоже нужно подготовить. (Тут, видимо, предвкушая впечатление зрителей от фокусов, артист хихикает.) И зрители делают изумленные глаза! Аттракционы публике необходимы, но не развлечения ради, а чтобы заглянуть внутрь самих себя, сопереживать, что-то понять о самих себе…
Спектакль "Сон разума" - не просто цирк, пластическая фантасмагория. Это драматический спектакль, где на глазах у зрителей человек сходит с ума от неразделенной любви, от пережитого унижения он попросту слетает с катушек и начинает бунт против этой системы… И только сойдя с ума, он становится по-настоящему, внутренне свободным. Зрители признавались, что им порой становилось очень не по себе.
В спектакле будет много гоголевских персонажей - и Нос, и Вий, и свое Зазеркалье… И то, куда может душа попасть, если рожденные спящим разумом чудовища победят. Специально для знатоков Гоголя будут знаменитые спагетти Николая Васильевича. Гоголь обожал их, пристрастился к ним, побывав в Италии, и потом и сам их готовил, и друзей пытался приобщать... Эти спагетти будет есть из цилиндра Поприщина проголодавшаяся на балу кукла Софии. Вот, кстати, яркий образ "выедания сознания", и "Сон" насыщен подобными образами.

Пока хватает сил

- Сергей Витальевич, порой вы кажетесь утомленным…
- Работы, конечно, много. Плюс к тому, что я уже рассказал, завершаем спектакль "Веселый солдат" по Астафьеву. Премьера пройдет в январе, на главную роль писателя я пригласил Бориса Галкина. Виктора Петровича ставить сложно: он очень правдивый, и никакая условность в игре не годится, необходимо быть максимально правдивым в каждой сцене. А играть Астафьева о войне - это страшно, не приведи Господи такое еще раз… Но народ имеет право знать правду о войне, а прошедший все тяготы войны писатель имеет право говорить о ней. И рассказывать о мире. Но пока все успеваю, и сил хватает.
- В этом году отмечался юбилей Сергея Есенина. Удалось ли вам как-нибудь по-особенному встретить день рождения поэта? 
- Я сыграл благотворительный спектакль "Хулиган. Исповедь" в Константинове, на родине Есенина. Собралось рекордное количество зрителей - пятнадцать тысяч человек. Это было очень приятно! К тому же играть на родине Есенина, практически в естественных декорациях, когда вместе с тобой строки поэта проговаривали все собравшиеся, - непередаваемо! Так что отметить удалось, и, пожалуй, хорошо. И с погодой повезло.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА. Газета Нижегородские Новости